МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ Проектирование комфортной адаптивной среды на уроке __________________________________________________ Учебно-методическое пособие для учителя. Проектирование комфортной адаптивной среды на уроке Проектирование комфортной адаптивной среды на уроке «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». К.Д. Ушинский Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»в переводе с английского поддержка, укрепление.«Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. От того, насколько комфортно ребенку в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Существуют три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: * Психологическая * Интеллектуальная * Физическая Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от коголибо защищаться. Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. Считаю, что источником психологической комфортности является: положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и обучающимися. Как добиться психологической комфортности на уроке? использовать в своей работе просьбы, а не требования; использовать методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; использовать компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую или скрытую конфронтацию; не допускать стрессообразующих ситуаций; использовать на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями). 2 Принцип психологической комфортности является ведущим , т.к он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности. Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 2530% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке? использовать смену видов учебной деятельности на уроке; использовать методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся; наличие внешней мотивации (оценка, поддержка); стимулировать внутреннюю мотивацию обучающихся (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу); создавать ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся); оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться. Физическая комфортность обучающихся – это соответствие его телесными, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутришкольной среды. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворенности собственной деятельностью, что ведет к индивидуальному росту каждого обучающегося. Как добиться физической комфортности? соблюдение питьевого режима; соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах. 1.На уроках использовать методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей младшего школьника и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению предмета (математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения), и также принцип двигательной активности на уроке. 3 В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использовать методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию, Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)». Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п. Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, похвала ученика. Она может быть вербальной и невербальной. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. Разрезные жетончики (по типу пазлз). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На уроках необходимо практиковать самооценивание и взаимооценку.Например, оцени свою работу на уроке: хорошо, нормально, попробуйеще. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Двигательная активность учеников на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Построение адаптивной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями предусматривает следующие направления: — нацеленность на конечную цель образовательного и воспитательного процессов — социализацию; — реализация единых целей образования и воспитания (но разными путями, разными средствами и за разное время); 4 — субъект-субъектный стиль взаимодействия, реализующий индивидуальное развитие ребенка, позволяющий равноправно участвовать в нем всем сторонам; — предоставление свободы ребенку в реализации его желаний при совместной ответственности за результат действий ребенка; — учет своеобразия развития ребенка: своеобразия темпов этого развития, особенностей восприятия, внимания, памяти и других компонентов психики; — развитие всех психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления с опорой на все сохранные личностные паттерны (использование всех возможных путей для умственного и психического развития); — ориентация на зону ближайшего развития, учет потенциальных возможностей и актуальных интересов ребенка; — выявление и развитие способностей и талантов ребенка как залога его полноценного развития. Успех учебной работы обеспечивает лишь органическое слияние совершенной методики с благоприятной адаптированной средой на уроке, дающей радость познания, пробуждающей и развивающей умственные и нравственные силы ученика. Выводы: необходимо уважать обучающихся; не навреди, а ищи в них только хорошее; замечай и отмечай малейшие успехи обучающихся; ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться; оценивай поступок, а не личность; хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине; даю возможность обучающимся ощутить веру в них. Каждый из нас, входя каждый день в класс, сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят сегодня перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с другой стороны. Некоторые из них представлены в таблице: ЗАДАЧИ: ТРУДНОСТИ: Обеспечить: - состояние здоровья, - интеллектуальное развитие, - особенности развития нервной системы, - творческое развитие, - уровень готовности к школьному обучению (психологической), - нравственное развитие, - умение самостоятельно приобретать - отсутствие учебной мотивации, необходимые знания, настороженное отношение - умение самостоятельно критически родителей к школьному мыслить, обучению, - грамотно работать с информацией, - отсутствие времени у родителе 5 - умение быть коммуникабельным, на занятия с ребенком, контактным в различных социальных - большое количество учащихся в группах, классе. самостоятельно работать над развитием, - получение определенного объема ЗУН. Вот, что получаем “на выходе”, если ничего не менять в системе образования, развития и воспитания: - минимальный успех в реализации - ухудшение здоровья детей задач. (страхи и стрессы); - полная потеря интереса к учебе; - отстранение родителей проблем ребенка в школе; - отсутствие навыков. от коммуникативных Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта. СОСТАВЛЯЮЩИЕ АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА 1. “Делай с нами…” 6. “Хочу, а значит – 11. “Преподавание (работа с родителями). могу”. процесс познания”. или 2. “Я – слушаю, меня – 7. “Что делать, если 12. “Я стремлюсь слушают…”. я не хочу”. лучше”. стать 3. “Наша сила единстве”. – в 8. “Радость открытий”. новых 13. “Жизнь после школы”. 4. “Не ошибается тот, 9. “В здоровом теле 14. “Что кто ничего не делает”. – здоровый дух”. отдать?”. 5. “Что потопали, то и 10. “Меня видят полопали”. таким, какой я есть”. 6 есть, чтобы 1. “Делай с нами…” (работа с родителями) (постоянный процесс, который начинается еще задолго до 1 сентября 1 класса, и который не заканчивается с переходом детей в 5 класс) позиция: я – родитель – ученик (проблемы ребенка – наши общие проблемы); активное участие родителей в учебном процессе; разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, небольшие психологические тренинги, тематические лекции); совместное проведение досуга (от пассивного до активного участия родителей); выработка единой системы требований. От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. 2. “Я – слушаю, меня – слушают…” атмосфера открытого диалога; возможность ребенка работать на уровне своих возможностей; отсутствие боязни задавать вопросы (как учителю, так и своим товарищам); право на собственное мнение (возможно отличное от мнения учителя), право на его доказательство; равноправие и свобода в выражении мыслей и идей, в выборе форм работы; уважительное отношение к мнению других (даже если оно отличается от твоего мнения). Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной. 3. “Наша сила – в единстве” общность целей и задач, как во время урока, так и во внеклассной жизни; работа на уроках по парам, в группах; где общее дело – вклад каждого; возможность постоянного оказания помощи друг другу; уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга; 7 учет индивидуальной совместимости детей при организации групповой работы; различная расстановка мебели, в зависимости от задач и форм работы на уроке. Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно. 4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает” ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; перед проверкой учителя – взаимопомощь и взаимопроверка (возможность исправления ошибки); терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга; система отработок. 5. “Что потопали, то и полопали” при оценивании учет вложенных ребенком усилий (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно. 6. “Хочу, а значит – могу” (работа над мотивацией учебной деятельности) отсутствие стрессовых ситуаций; общность целей и задач; равные возможности успеха; поощрение стремления узнать новое; понимание того, где и как я могу применить свои знания. 7. “Что делать, если я не хочу” соблюдение принципа добровольности (при выполнении творческих заданий, при привлечении дополнительного материала, при участии во внеурочной деятельности). Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок 8 чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции. 8. “Радость новых открытий” (развитие познавательной активности) создание проблемных ситуаций; использование эвристических приемов; групповая работа; выполнение творческих заданий, привлечение дополнительного материала (при работе с разными источниками информации); работа на уроке на разном уровне сложности (со всеми детьми); работа над проектной деятельностью. Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт. 9. “В здоровом теле – здоровый дух” составление расписания с учетом ежедневно-допустимых нагрузок; соотнесение нагрузок с состоянием здоровья ребенка; рациональное использование времени урока, чередование видов деятельности; паузы здоровья. 10. “Меня видят таким, какой я есть” учет: особенностей нервной системы; уровня общего развития; типа темперамента; особенностей характера; особенностей взаимоотношений в семье, особенностей восприятия педагогических воздействий, учет коммуникабельных способностей. Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”, а значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества. 9 11. “Преподавание или процесс познания” ученик – субъект учебного процесса; активная познавательная активность каждого особенностей и возможностей; введение приемов опережающего обучения; стиль общения педагога. с учетом его 12. “Я стремлюсь стать лучше” тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия; диалог партнеров; каждое воспитательное воздействие – на эмоциональноположительном фоне; учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше. Оказываясь не объектом, а субъектом учебно-воспитательного процесса, ребенок постепенно учится чувствовать ответственность за происходящее вокруг, учится самостоятельно принимать решения, приобретает навыки общения, необходимые для достижения тех или иных задач. 13. “Жизнь после школы” организация совместной деятельности не только в учебновоспитательном процессе, но и во время проведения досуга; активное участие родителей в организации и проведении досуга; разные формы организации досуга детей (от их пассивного отдыха до активных театральных постановок); нравственное развитие; творческое развитие. Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее? 14. “Что есть, чтобы отдать?” воздействие личности педагога на учебно-воспитательный процесс; стиль общения педагога; 10 стремление педагога не к простой передаче определенного объема ЗУН, а к постоянному поддержанию в ребенке интереса к тому, что он делает; “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. ежедневный ответ педагога на вопрос: “А что у нас есть, чтобы отдать?” Видя перед собой творческую личность педагога, с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, дает возможность ребенку не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше. РЕЗУЛЬТАТЫ: активность учащихся; “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах; “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу; умение взять ответственность на себя, умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их, стремление аргументировать свои решения; более легкое и прочное усвоение программного материала; доброжелательное отношение друг к другу; тщательность и добросовестность в выполнении роботы; умение работать с разными источниками информации; умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах). А самый главный результат – это услышать от ребенка: “В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…” Технология адаптивного обучения Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. 11 Используя технологию адаптивного обучения, учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя. Учение в рамках применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний. Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной связи (ученик – учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся), предполагающая иные формы взаимоотношений между ними. Процесс обучения при данной технологии может быть представлен тремя этапами: 1. объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся); 2. индивидуальная работа учителя с учащимися; 3. самостоятельная работа учащихся. Так как приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые средства наглядности. Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу. На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности. Самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение «ученик – ученик», «ученик – группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных). 12 Статическая пара объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель –ученик». Она обеспечивает постоянное общение друг с другом. В парном общении активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный. Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и контроля выполненной работы со стороны учителя или самоконтроля школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей. При работе в вариационных (сменных) парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания. Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения. Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков. Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся пятых классов 1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. 2. Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку. 3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, 13 способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика. 4. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. 5. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения). 6. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей. 7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий. Советы по профилактике дезадаптации пятиклассников: 1. Чаще называть ребенка по имени. 2. Чаще хвалить в присутствии других детей. 3. Использовать только методы положительного стимулирования. 4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка. 5. Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей. 6. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка. Приемы создания ситуаций успеха 1. Снятие тревожности. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих следующие фразы учителя. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в 14 свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..» 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…» 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». 15 16